В России детей научат быть «Начеку!»
В Луганске состоялась пресс-конференция, посвящённая старту информационно-просветительской программы «Начеку!», цель которой – обучить детей распознавать риски, исходящие от боеприпасов взрывного действия. Программа «Начеку!» – новый проект Российского детского фонда (РДФ). Данной пресс-конференции, раскрывающей подробности программы, предшествовала серьёзная подготовительная работа. В частности, встреча председателя РДФ Дмитрия Альбертовича ЛИХАНОВА с начальником Международного противоминного центра Вооружённых сил России полковником Игорем Ивановичем ПАВЕЛКО.
На встрече был подписан договор о сотрудничестве между фондом и одним из подразделений Министерства обороны РФ в рамках будущей программы. Невозможно преувеличить важность и ответственность подобных мер, быть начеку – чтобы сберечь свою и чужие жизни – нужно каждому, и особенно на возвращённых и приграничных территориях нашей страны. О программе хочется знать как можно больше. На вопросы журналиста ответил председатель Российского детского фонда Дмитрий Лиханов.
– Дмитрий Альбертович, почему мероприятия, оповещающие общественность о старте программы «Начеку!», проводились в Луганске?
– В первую очередь это связано с местом, где начнёт работать программа «Начеку!», а именно с Луганской Народной Республикой. На её территории ещё ведутся боевые действия, а значит, и рисков, связанных с минированием и взрывами боеприпасов, во сто крат больше, чем где бы то ни было. Свои жизни ежедневно подвергают опасности и взрослые, и дети.
– Вы сказали, что в ЛНР программа работать начнёт. А это значит, что где-то она свою работу продолжит?
– Да. Стартовав на Луганщине, программа «Начеку!» распространится и на другие регионы. Это будут ДНР, Запорожская, Херсонская, Ростовская, Белгородская, Воронежская, Брянская и Курская области – то есть все, которые граничат с территорией Украины. Страшно подумать: минами и прочими взрывными устройствами убито десятки детей и несколько сотен покалечено. Это коварнейший и подлейший враг, ведь мина может лежать на земле годами, поджидая своего часа… По ту и другую сторону боевого соприкосновения минируется всё. Любая точка инфраструктуры там, где идёт бой, – это военный объект. Наша армия теснит врага, он покидает территории, но оставляет за собой «отложенную смерть». За ним идут наши сапёры, их героическую работу невозможно переоценить – ведь на руках у них нет вражеских «минных формуляров», то есть карт, на которые нанесены места с заложенным боеприпасом самого разного типа. Сапёры разминируют и свои мины. Только вдумайтесь в эти цифры: с целью создания оборонительных рубежей на территории новых субъектов РФ в ходе выполнения задач инженерного обеспечения боёв создано свыше семи тысяч километров минных полей, на которых установлено шесть миллионов инженерных боеприпасов! Как рассказывал полковник Игорь Павелко, на территории новых субъектов РФ разминированию подлежит более 40 тысяч гектаров. Заминировано с обеих сторон такое количество земли, которое превосходит по площади территорию Израиля! На сегодня, по данным Минобороны, нашей армией обнаружено и уничтожено 627 553 взрывоопасных предмета, разминировано более 26 тысяч гектаров земли. Это много или мало? Территория ЛНР составляет 2 миллиона 668 тысяч 330 гектаров, на данный момент там разминировано 15 883 гектара – и это только полпроцента от общей территории республики! Можно себе представить масштабы предстоящей работы. И ежедневную опасность, которую несут оставшиеся 99, 5% неразминированного… Так что хочется снова и снова повторять: все должны быть начеку!
– Поскольку «Начеку!» – обучающая программа, значит, сначала была изучена проблема, поставлены задачи по её решению, а затем она уже была разработана в виде неких обучающих модулей?
– Конечно! Проблемой является сама жизнь. Жизнь людей на территории, где воевали и которую до сих пор обстреливают, куда проникают диверсанты, где затаились «ждуны». Специалисты изучили всю имеющуюся номенклатуру взрывотехники, хотя проникновение новых и новых смертоносных устройств с территории неприятеля, понятное дело, продолжается – равно как и изучение всего этого. Но качественная систематизация уже изученного проведена, способы борьбы и защиты созданы. Разработка программы «Начеку!» – кропотливый труд фонда при участии Минпросвещения РФ и Управления инженерных войск Министерства обороны России. Очень важно, что к нему подключились Луганский государственный университет им. В. Даля и Луганский государственный педагогический университет. Уже подготовлены пособия по классификации боеприпасов и методические рекомендации для педагогов, которые будут обучать детей.
– То есть схема такая: педагог получает некую методичку – и дальше рассказывает по ней как может?
– Нет. Это было бы профанацией. И ничего, кроме вреда, не принесло бы. Приблизительность знаний хуже отсутствия знаний. Программа «Начеку!» не может быть профанацией, работой «для галочки», поскольку ею занимается наш фонд, который в течение более тридцати лет помогает детям и имеет кристальное реноме. Кроме того, я уверен в качественности работы программы ещё и потому, что в ней будут трудиться те, кто на собственном горьком опыте убедился в необходимости знаний о правильных действиях, связанных с вышеперечисленными рисками. Методисты и учителя – это же местные жители! И им, и их детям жить там и дальше, а полная безопасность в этих местах наступит нескоро.
– Получается, гулять где хочется, бегать по полям и лугам, играть в прятки дети не смогут спокойно тоже очень долго?
– Разумеется! Но дети остаются детьми. Они любопытные, они хотят геройствовать, они верят в свою неуязвимость, в конце концов. Вот живой пример. Мы пригласили выступить на пресс-конференции Костю Буракова из города Ровеньки. Пареньку повезло, он выжил. И вот такую историю рассказал: «Всё произошло в апреле этого года, на Пасху. Мы с другом пошли на карьер. И там нашли какую-то железячину… Только потом выяснилось, что это ракета от РПГ, называется «морковка». Решили рассмотреть её поближе, взяли в руки. Как раз в это время мне позвонили родители и велели возвращаться домой. Мы выкинули снаряд. И тут он сдетонировал… Я получил множественные осколочные ранения, лишился куска икроножной мышцы, мне пробило лёгкое, были сломаны рёбра. Другу пробило череп, задело мозговую плёнку, он получил контузию…» Где гарантия, что ситуация не повторится с учениками соседней школы? Дети могут и должны учиться. В том числе и распознавать опасность.
– И как будет проходить эта учёба?
– По плану нашей программы первый этап реализации проекта – подготовка методистов из 28 районов ЛНР по указанной тематике в Институте гражданской защиты при Луганском государственном университете. Учить методистов будут специалисты филиала Международного противоминного центра Минобороны РФ. Кроме того, будет выпущена серия методических пособий, которое получит каждый ребёнок. Доступным каждой возрастной категории языком там будет написано, что делать при обнаружении мины, взрывного устройства, замаскированного под игрушку, мусор, или при нахождении подозрительного предмета.
– И эту памятку нужно будет носить с собой?
— А почему нет? Но чтобы можно было максимально доносить информацию до всех (до тех, кто не умеет, не любит читать, лучше воспринимает информацию визуально или на слух), будет снят социальный ролик. Его режиссёром пообещал стать Андрей Кончаловский. Просмотренное много-много раз запоминается, не так ли? Кроме того, будут созданы мультфильмы, игры для смартфонов и другие пособия, направленные на обучение ребят.
– А второй этап?
– На следующем этапе методистами на местах будет осуществлена подготовка советников директоров по воспитательной работе. А также эти методисты обучат всех преподавателей ОБЖ школ своих районов. Это 1040 человек из 519 образовательных учреждений ЛНР. Тот, кто впоследствии будет обучать детей, сначала сдаст серьёзный экзамен сам. И затем эти учителя ОБЖ будут вести уроки в школе. Не менее 113 тысяч детей окажутся обученными навыкам безопасного поведения. Это работа не на день и не на два. Повторюсь – лекцией и раздачей детишкам памяток тут не отделаешься. Только комплексная скоординированная работа. Кстати, также будет проводиться обучение волонтёров-методистов, ими вызвались стать студенты педагогического университета. Такой сознательной молодёжью можно и нужно гордиться!
– «Риски, исходящие от взрывоопасных боеприпасов», «разминировано полпроцента территории»… – от этой информации бросает в дрожь. К счастью, для большинства это только слова. Но для миллионов соотечественников они реальность. О чём конкретно идёт речь? Это мины, бомбы, снаряды?
– Многообразие взрывных устройств потрясает! Внешний вид и жуткие названия «ведьма», «лягушка», «лепесток» – хорошо известны детям и взрослым прифронтовых районов. Они калечат, разбрасывая поражающие элементы. Они могут быть замаскированы, пример тому – печально известные мины, спрятанные в игрушках, яркой упаковке, одноразовых стаканчиках. Их находят в траве, в разрушенных зданиях и сгоревшей технике. Есть мины, которые сделаны из плотной резины и пластика, – их поражающие металлические элементы не обнаруживает миноискатель. Бывают так называемые «растяжки». Это когда к взрывателю тянется тонкая лесочка, один рывок за неё – и раздаётся взрыв. Есть мины типа «лепестков», на которые нужно наступить, чтобы они взорвались. Есть те, которые срабатывают на радиосигнал, – вот почему так много случаев с подрывами в момент, когда звонит мобильный телефон. Есть мины, напоминающие патрон от лампочки, из которого торчит тонкий проводок, а второй придавлен к земле. Человек берёт его в руки, контакт освобождается – взрыв… Какой только информации нет у сапёров! Есть такие взрывные устройства, которые сбрасываются с беспилотников. Если видишь, что с неба на маленьком парашютике спускается миленький аккуратный сундучок – скорее надо бежать как можно дальше и спрятаться как можно ниже в укрытие! Это мина замедленного действия, которая взрывается при соприкосновении с поверхностью. Есть кассетные мины с заданным временем активации. Если вдруг ни с того ни с сего раздаётся взрыв – большая вероятность, что это сработала она. Мины с датчиком движения, которые работают в паре. Между их датчиками проходит лазерный луч. Их можно обнаружить по лёгкому однообразному треску. И если пересечь этот луч – взрыв. Услышав этот треск, нужно (впрочем, как и при обнаружении большинства других мин) как можно скорее уйти тем же путём, что пришли. И срочно сообщить о находке специалистам – МЧС, полиции, первому же встреченному военнослужащему. Добраться до укрытия и там ждать разминирования… Полтора года назад я сам чуть не подорвался на мине. Мы привезли тогда гуманитарную помощь в Мариуполь. Я хотел найти кусок мины и потом показать в Москве, что это такое. Шёл по улице и увидел, что мина торчит прямо из асфальта. Я наклонился, протянул руку – и тут же мой сопровождающий спокойным ровным голосом сказал, чтобы я замер и отошёл. Эта мина была неразорвавшаяся. Я избежал смертельной опасности – потому что рядом со мной был внимательный человек, умеющий распознавать эти самые риски, знающий, как правильно себя вести в подобных случаях…
Так что учиться, знать, быть предупреждённым, а значит, вооружённым – на всё это и направлена программа «Начеку!».
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии