Постигая религии — понимаем искусства
Часть первая. Религии
В принципе, без искусств вполне можно жить. Практически всё человечество, за исключением его небольшой части, прекрасно себя чувствует без живописи, балета, оперы, театра, поэзии, классической музыки, высокой моды, высокой кухни и прочих вещей, не относящихся к масс-маркету. В общем-то, и без религии человечество может жить, как показали три четверти века советской власти, когда общество было духовно изнасиловано и кастрировано. Да и сейчас религия и Бог занимают не самое главное место в душе девяноста процентов населения. Если что там и живёт, так это суповой набор суеверий, предрассудков, и попыток установить с незримыми силами отношения “ты — мне, я — тебе”. Перефразируя Иешуа Га-Ноцри: “Твоя жизнь скудна, гегемон!”
Мне попалось любопытное исследование, опубликованное в телеграмм-канале “М125”. Проведён был опрос: от кого произошли москвичи, от Бога или от обезьяны (полушутливо, но имеется в виду происхождение человека). Так вот, 70 процентов жителей Арбата, к коим и я отношусь, считают, что мы — божественные творения. Такие же взгляды разделяют жители Хамовников. А вот жители других районов Москвы на две трети уверены, что произошли от обезьян. Статистика, ничего личного. Мировоззренческий вопрос. Как спор алкоголика с зожником — что лучше, водка или зож? Лично я на стороне алкоголика. Тем паче, что ковид выкосил зожников в первую очередь, это факт.
Пророк. Работа Августа Котляра. Холст, акрил. 2012 год.
Для тех, кто считает, что первичен дух, а не материя, я постараюсь дать краткую методологию введения в понимание религии. Не в историю религий, об этом написано много макулатуры, а именно в понимание. А это требует иных подходов, и тут я иду оригинальным, непроторенным путём, по которому прошёл сам и готов подсветить путь другим. Потребуется значительная самостоятельная работа — чтобы научиться играть на фортепиано, надо садиться и играть, самостоятельно извлекать звуки. Наставник лишь обучает нотной грамоте и технике игры. Играет же пианист сам. То же касается живописи или сочинения стихов.
Понимание религии даёт понимание как самих основ человеческой духовности, так и даёт ключи к пониманию искусств. Постижение религии оттачивает чувствование человека, даёт ему небытовые переживания. Экстатическая молитва и чувство единения с Богом даёт совершенно иное ощущение, нежели радость мочеиспускания в соседскую кастрюлю с супом. Процентов девяносто классического изобразительного искусства — это либо религиозно-мифологические сюжеты античности, либо библейские, ветхо- или новозаветные. Человеку, не знающему, кто такие Мелхиседек, Сисара, Нафан, Иезавель или Саломея, прекрасные полотна с этими персонажами ни о чём говорить не будут. Также как сюжеты с Адонисом, Эолом, Мельпоменой или мойрами.
С моей точки зрения, традиционное преподавание истории религии только запутывает и сбивает с понимания феномена религиозности и неистового поиска высшего смысла. Оно не с того начинается. Я попробую дать конспективно моё виденье, с помощью которого я рисую 3D модель многогранника, коим является религиозное мироощущение. Феномен религиозности как веры в сверхъестественное — это бриллиант с множеством граней, в котором белый свет веры в неосязаемое разлагается на составные части, и тогда чистыми спектральными красками можно рисовать любые картины-системы религиозных представлений. Сразу возникает целокупная картина — я сначала определяю тезаурус и аксиоматику, затем строю каркас предмета, потом на него надеваем мясо, а потом уже приятные детали, создающие эстетику. Именно так только, с моей точки зрения, можно обрести не только набор знаний, но понимание предмета.
Кто из верующих и тем более неверующих понимает, о чем говорит церковная живопись?
Первое. Это понятия времени и пространства. Время бывает разным — цикличным, как в архаических обществах, и линейным, как в иудео-христианской цивилизации. Также время имеет разную плотность, некоторую логарифмичность, возможность сжиматься и растягиваться. И также понятие пространства — оно может иметь разную перспективность, полярность, насыщенность, и ту же логарифмичность. Пространство может быть профанным, обыденным, где мы живём, и может быть сакральным, где живут сущности высшего порядка. Пространство может быть одномерным, двумерным, трёхмерным, четырёхмерным и n-мерным. Пространство и время могут иметь разнообразную многовариантную совместную топологию. Например, человек может находиться сначала в профанном пространстве с линейным временем, и оттуда, через специальные ритуалы и практики, выходить в сакральное пространство с нулевым временем, то есть отсутствующим, где нет прошлого и будущего, а есть только бесконечное настоящее. Или время с плавающей линейностью — можно попасть в сакральное пространство и ушедшее прошлое, можно в профанном пространстве в ненаступившее будущее.
Крещение инопланетянина
Второе. Нужно ознакомится с понятиями сакральности и профанности, надо почитать Мирчу Элиаде. В религиях множество неперсонализированных, обезличенных понятий, например, вечно текущей и всепроникающей энергии, света и тьмы, фаворского (несотворённого) света. Есть у всех первобытных племён понятие маны как обезличенной силы. Есть на Дальнем востоке понятие ци и праны как обезличеной, повсюду разлитой энергии. Есть понятия взаимопроникающих и противоборствующих Инь и Янь. Есть понятие табу — иррациональных запретов на что угодно.
Третье. Места и предметы силы — то есть точки соприкосновения пространств и времён, с помощью которых можно входить в различные пространственно-временные топологии. Например, аувы и чуринги у австралийцев, алтари и евхаристии у христиан, капища, специальные ритмы и дурманящие напитки у язычников и т.п.
Четвёртое. Мы думаем, что живём наяву. Но бывают и изменённые состояния сознания и восприятия, понятие “точки сборки”, введённое этнографом и мистификатором Карлосом Кастанедой. Сон — пример такого состояния сознания. Человечеству известны различные практики введения человека в изменённое состояние сознания — от псилоцибинов и ЛСД-25 до холотропного дыхания, ритмов, аффирмаций. Пророки, прорицатели, видящие, шаманы, ведуны, жрецы, священники и прочие медиумы между мирами профанными и сакральными — они обладают методиками вхождения в изменённое состояние сознания.
Обращение в иудаизм Ктулху, Хищника и Ксеноморфа. Работа Августа Котляра. Картон, акрил. 2020 год.
Пятое. Статус и ритуалы смены статуса, ритуалы перехода. Статус можно определить как место человека или явления в общей картине мироздания, в обществе, в системе отношений с другими людьми, сущностями, явлениями. Существуют возможности смены статуса, они сопровождаются специальными ритуальные практиками и церемониями. Например, смена статуса с ребёнка на взрослого, девушки на замужнюю женщину, пострижение в монашество. В реальности матриц ритуалов смены статуса очень схожи во всех обществах и во все времена, и их биологическое основание найдено в базовых перинатальных матрицах, открытых психиатром Станиславом Грофом и являющихся основой трансперсональной психологии.
Шестое. Во всех религиозных системах существует понятие первоосновы, происхождения мира, упорядочивание мира. Существ-создателей много: Змей-Радуга, Исфет и Маат, Хаос, Яхве (Элохим, Адонай, Эйн-Соф), Нус, Абсолют, Брахман, Ахура-Мазда, Дао, Высший разум, и тому подобные, все они классифицируются как демиурги. Они суть воплощение принципа упорядочивания изначального хаоса (неупорядоченного вселенского бардака) самосознанием и разумным замыслом по форматированию вселенной и управлением ею. Эти же демиурги порождают иерархии духовных существ, вроде богов, ангелов, демонов, наделяют их этическими качествами. Древние представления перекликаются и отражают законы самоорганизации материи, открытые Нобелевским лауреатом по химии Ильей Пригожиным, и следуют принципам термодинамики систем.
Отче, отче, зачем ты оставил меня? Работа Августа Котляра. Картон, акрил. 2016 год.
Седьмое. Базовые принципы современной физики, биологии и этологии очень созвучны представлениям древних о хаосе и организации порядка, происхождении Вселенной и разумного человека, о ритуалах, социальной иерархии, добре и зле, этике как формализованном социобиологическом принципе самосохранения и поддержания стабильности общества, представление о жизни и смерти, судьбе и посмертном воздаянии за качество земной жизни, появление представлений о неумирающем разумном ядре человека, меняющем земные оболочки.
Восьмое. Что есть человек с точки зрения не биологической, а духовной? Что такое духовность, и как это понятие наполняется разными смыслами. Само понятие смысла жизни имеет ли смысл? И какой? Есть ли изначальный замысел, целесообразность и необходимость выполнить предназначения? Кто тогда придаёт изначальный смысл человеческому бытию, даёт предназначение, и осуществляет руководство человеческой судьбой — от рождения до смерти? А если нет никого, и мы как мухи?
Девятое. Во всех религиях в той или иной степени существует понятие судьбы. Сонмы сверхъестественных существ вмешиваются в жизнь человека по своему произволу — от домовых и лярв до ангелов и демонов. У человека есть союзники и враги из сакрального, сверхъестественного мира, и надо учиться с ними ладить. Но каково соотношение свободы воли с предначертанностью судьбы? Существуют разные представления — от Мойр, ткущих и обрезающих нить судьбы, до фактически полной свободы воли, от Дао (китайского Пути Неба) до божественного произвола (как описано в древнейшей книге Библии о том, как поспорили Бог и сатана, а под лютую раздачу попал невинный старик Иов). Практикование гаданий и прорицаний как способов проникнуть в будущее, распознать волю высших существ или лучше понять обстановку. Практики задабривания высших существ и изменения судьбы в виде жертвоприношений, ритуальных самонаказаний и посвящений.
Понтий Пилат. Работа Августа Котляра. Картон, акрил. 2015 год.
Десятое. Разные степени свободы и люфты выбора: полная фатальность и предопределенность с отсутствием выбора; коридоры возможностей; дорожная карта как общий замысел траектории жизни со значительной свободой маневра; полная безграничная свобода с возможностью апелляции к высшим силам за наставничеством, водительством и помощью; сознательный обмен свободы выбора и связанных с этим рисков на добровольные ограничения с гарантированным сверхъественным покровительством (монашество, различные обеты).
Одиннадцатое. Добро и зло как универсальные понятия, как этическая сетка, дающая возможность определять качество человека, человеческой жизни, его взаимоотношений с мирами профанным и сакральным. Воздаяние за мысли и поступки, наказание за зло и награждение за добро как универсальный принцип справедливости.
Усекновение головы Иоанна Крестителя. Работа Августа Котляра. Картон, акрил. 2015 год.
Двенадцатое. Кто судьи человекам? Виды наград и наказаний в разных религиозных системах. Есть вечный кайф в ассортименте: посмертное вечное блаженство, рай, слияние с Богом, вечная жизнь с любимыми и без горя, сонм гурий, сплошные наслаждения за добро. За зло иная выдача: болезни, мучения, гонения, страдания и горечь при жизни. Вечные муки, ад, истязания, издевательства, полная безысходность, боль и отчаяние, невозможность никогда вырваться из состояния вечного дискомфорта и безнадёжности. Или просто уничтожение, аннигиляция души как сущности, имевшей потенцию к вечной блаженной жизни в случае добродетельной жизни. Представления о добре и зле, о поощрении или наказании за этический выбор как способ социобиологического гомеостазиса, самопринудительного способа регулирования и поддержания стабильности в обществах различной степени цивилизованности и сложности.
С мыслью о неслитности и нераздельности рождения Сущего. Работа Августа Котляра. Бумага, акрил. 2013 год.
Выше мы дали базовые подходы для понимания всех религий, ибо человек не меняется от вида цивилизации — набор чувств, хотелок и опасений у него один во все времена. Далее перечислим основные религиозные системы с базовыми принципами.
Первая. Индуистско-буддийская. Есть Брахман, универсальный изначальный разум, и есть Атман, персонализированная и отделенная от Брахмана единица, составляющая духовную основу человека. Конечная цель — слияние Атмана с Брахманом. Для этого надо пройти круг перерождений, прокатиться на колесе сансары. Каждое воплощение — это страдание, которое надо пройти с достоинством, выполнив работу по самоулучшению. За удачную работу начисляются баллы, за плохую списываются, и тогда следующее воплощение происходит либо в лучших условиях, либо в худших. Эта система рейтингования называется кармой. Человеку для этической ориентации вшита праджня — интуиция, направленная, как компас и гироскоп, к состоянию святости, то есть к освобождению от желаний. Ибо желания суть основной движитель судьбы, совлекающий человека к страданиям. Освободившись от желаний, человек становится бодхисаттвой, фактически святым, впадает в состояние самадхи, то есть просветления, когда ему сразу всё становится ясно, и оттуда он поднимается до состояния нирваны, полного покоя и блаженства, и освобождается от принудительных перерождений. Но он может воплощаться для помощи другим, по своему добровольному хотению. А может и слиться с Брахманом.
Вторая. Иудео-христианская. Сотворение бессмертного человека Богом для общения и блаженства в обмен на добровольное соблюдение запрета. Нарушение человеком запрета, лишение его блаженства и наказание смертностью с последовательным сокращением лет жизни. Заключение завета (договора) с отдельными людьми и с народом: поощрение за соблюдение предписаний, наказание за нарушение предписаний. Возможность избежания наказаний при выполнении некоторых церемоний. Бесконечные перипетии: конфликт Божьей воли с человеческими волями. Бог самовоплощается в человеческом обличьи, в виде Мессии (Христа), чтоб перезаключить с человечеством завет. Человечество получает возможность прямого общения с Богом через высвобожденную третью ипостась Бога — Святой Дух; до этого такая возможность была только у пророков. Цель жизни человека — через праведную жизнь, творение добра и общение с Богом попасть в места вечного блаженства. За неправедную жизнь и творение зла душа человека обрекается на вечные муки. В конце времен будет суд и каждому воздастся.
Третья. Исламская. В её основе — пересказ со свободным и гибким трактованием иудео-христианского дискурса. Ислам создан на той же элементной базе, плюс экстатические откровения пророка Мухаммеда, которые он получал в изменённых состояниях сознания, получая личные откровения и видения. В ислам впрыснут сильный элемент воинствующего прозелитизма, то есть обращения в веру представителей языческих культов наряду с вовлечением в ислам других монотеистических верующих, иудеев и христиан.
Четвёртая. Даоско-конфуцианская. В основе даосизма лежит представление о Дао, которое непередаваемо словами для европейского сознания. Это можно было бы понимать как Путь Неба, который следует естественному ходу вещей, и задача человека — используя своё Дэ, некоторое разумно-интуитивное начало, улавливать направление движения Дао, и тогда осуществляеть деяние недеянием, то есть вещи складываются сами собой. Можно своему Дэ помогать различными ритуальными практиками, например, гаданиями, чтобы точнее определять, куда движется Дао. Для этого существует 64 гексаграммы, описанные в книге перемен И-цзин. Гексаграммы представляют собой два начала — Инь и Янь — в шести различных комбинациях. Каждая комбинация имеет свой смысл. Различными гадательными предметами можно получать одну из комбинаций для конкретной жизненной ситуации. Конфуцианство, строго говоря, не религия, а сакрализованное почитание предков и стремление сохранять статус кво, и вести при этом добродетельную жизнь. В китайской цивилизации даосизм и конфуцианство сильно сплетены, и в них вплетён моизм, философская система самосовершенствования через познание.
Lupa Capitolina. Капитолийская волчица доедает Ромула и Рема. Работа Августа Котляра. Картон, акрил. 2018 год.
Пятая. Агностико-атеистическая. Это система верования в непознаваемость сакрального мира в силу непроверяемости и невозможности ставить опыты с воспроизводимым результатом, как в науке. Тут широкий диапазон верований — от “что-то есть” до “ничего там нет”. Базируется на вульгарном материализме, наборе суеверий и определённой интерпретации научных открытий. Допускается существование магии, мистики, эзотерики, экстрасенсорики, астрологии, но отдельные феномены и чудеса интерпретируются как “случаи, которые наука пока не может объяснить”.
Остальные. Локальные вероисповедания в ассортименте: зороастризм, синтоизм, бахаизм, шаманизм. Сатанизм как отдельное течение, построенное на антиэтике: служение сверхъестественным силам зла в обмен на земные блага, могущество, безнаказанность. Долгая история стананизма — от культов Ваала и Веельзевула до сатанинской библии Антона Ла-Вея и Всемирной церкви сатаны. Практики человеческих и иных жертвоприношений, чёрная магия, колдовство и прочие практики насилия над чужой волей и судьбой в личных корыстных целях.
В основе любой религии лежит вера. Что такое вера и как она коррелируется с разумом и чувствами, как соотносится иррациональное с рациональным? Для этого каждый должен постараться самостоятельно ответить на поставленные ниже вопросы, ибо единых универсальных ответов нет. Требуется работа вашей души и напряжение вашего разума.
Первое. Феномен веры. Отвечаем сами себе: Что такое вера? В чём её отличие от знания? Насколько достоверно знание и насколько можно полагаться на вещи и явления, в которые человек верит? Где и насколько широк зазор между достоверным, проверяемым, и логически возможным, весьма вероятным, имеющим веские теоретические обоснования? Насколько вера и поступки по вере по своей результативности соотносятся с теорией вероятности, теорией игр?
Второе. Знание и интуиция. Логика и интуиция. Здравый смысл и интуиция. Феномен озарения и феномен откровения как внезапного понимания и внезапного получения знания, ощущаемого и воспринимаемого как появление ясности и достоверности, точности. Разница между умными решениями и единственно верными, могущими показаться нелогичными, но на практике оказывающимися результативными, ведущими к необходимым, искомым последствиям. Как вы принимаете решения?
Иуда Искариот. Работа Августа Котляра. Холст, акрил. 2012 год.
Третье. В религиозных институциях разгоняют мышление преподаванием и изучением сложных отвлечённых дисциплин: эсхатологии, сотериологии, герменевтики, теософии, ангелологии и демонологии, схоластики, риторики, гомилетики, геометрии (особенно неевклидовых пространств). Развивают “религиозную музыкальность”, то есть умение увидеть гармонию, через прослушивание и сочинение музыки, через сочинение стихов, через составление букетов и живопись, через обучение созерцанию, медитативные практики с раскачкой воображения и эмпатией (как у иезуитов), через каллиграфию и абстрактно-чувственную живопись. Вы когда-нибудь пытались творить из себя, а не подражать кому-то? Вы когда-нибудь посвящали себя достаточно бесполезным занятиям вроде каллиграфии или стрельбе из лука?
Обычному человеку нижеследующее знать необязательно, но человеку жаждущему, думающему, ищущему желательно. Мы перечислим пантеоны богов разных цивилизаций как слепок целокупные картины мира их цивилизаций, а также жреческие касты и церкви. Изучение этих вещей — большое и долгое занятие. Факультатив.
1. Пантеон древнеегипетских богов. Жрец как профессия, как носитель памяти.
2. Пантеон богов Междуречья. Жрецы, халдеи как хранители статус кво.
3. Пантеон древнегреческих богов. Сложная мифология. Храмы. Жрецы. Пифии.
4. Монотеизм. Сократ и выросшие из него школы мышления Платона и Аристотеля. Киники. Стоики и эпикурейцы.
5. Ранний, древний иудаизм. Прямое божье правление через пророков. Неистовство пророков. Касты священников, левитов и коэнов. Судьи. Цари.
6. Рим. Пантеон трансформированных и адаптированных богов на службе централизованной империи и власти императора. Митраизм. Трансформация неоиудаизма (раннего христианства и павлианства) в современное христианство через абсорбцию языческих культов. Монашество и отшельничество как способ эскапизма и богоугодничества. Аскеза и подвижничество. Появление новых предметов силы — икон, мощей, святых реликвий, связанных как с Мессией — от копья Лонгина и фрагментов Честного креста до Святого Препуция и Святого Грааля, так и со всевозможными святыми угодниками — головы Иоанна Крестителя, руки и пальцы Николая Угодника, слёзы Пресвятой Богородицы и прочее.
7. Появление церквей и монастырей как корпораций и конфессий как мегакорпораций. Превращение иерархий священнослужителей и сакральных сооружений в тресты и синдикаты по продаже благодати, прощения грехов, оказания услуг сакрального характера — крещения, венчания, соборования, отпевания, проведения таинств Причащения Святых даров и прочего. Приоритет духовной власти над светской и постоянное соперничество за приоритеты и верховенство.
8. Феномен буддистских монастырей — от Японии до Тибета. Появление феномена дзен-буддизма через развитие парадоксального мышления. Медитативные практики. Отшельничество и аскеза в Индии, разновидности духовных практик — от Хатха-йоги и Тантра-йоги к Раджа-йоге. Джайнизм. Даосские монастыри в Китае. Даосские духовные практики.
9. Западные практики нового времени, совмещающие индийскую философию, теософию, христианский мистицизм и каббалу. Появление философии “нью-эйдж”, где в причудливых комбинациях мешаются йога, фитнес, эзотерика, астрология, фэн-шуй, дзен, гадательные практики, разгон правополушарного мышления, аффирмации, нейро-лингвистическое программирование, элементы хаббардизма, психологические практики процветания, мотивирование на успех.
И нельзя обойти вниманием научные попытки соединить и объяснить веру с проверяемостью и повторяемостью необъяснимых феноменов. Я бы рекомендовал ознакомиться с трудами следующих авторов.
1. Виктор Тростников, “Научна ли научная картина мира”.
2. Станислав Гроф, его труды по трансперсональной психологии и труды учёных, близких к Эсален институту.
3. Раймонд Моуди, “Жизнь после смерти” и труды подобных авторов-клиницистов
4. Роберт Монро, его записи о выходах из тела под влиянием сильного излучения
5. Виктор Чернуха, “Поляризационная теория мироздания”
Есть ещё ряд авторов, а также множество свидетельств и обобщений, но вышеперечисленные авторы заслуживают особого внимания как люди с сильной академической и естественнонаучной подготовкой, в чьей добросовестности не приходится сомневаться. Можно воспользоваться бесплатной библиотекой “Куб”.
Я бы также рекомендовал читать труды современных физиков в популярном изложении. Например, ещё в 1980-е годы вышла книга Романа Подольного об исследовании физического вакуума. Оказалось, что вакуум — это не пустота, а активная передающая среда, из которой, как из ниоткуда, могут появляться частицы. Также в науке есть огромные лакуны, не находящие объяснение. Например, считается, что скорость света — это предел скорости во Вселенной. Но, оказывается, гравитационные волны распространяются в полторы тысячи раз быстрее. Масса необъяснимых феноменов и наблюдений позволяют сделать вывод, что порог нашего незнания и непонимания растёт с расширением области нашего познания. И, очевидно, вера работает на практике, если религии не отмирают, и люди всё равно продолжают верить и надеяться, и даже три поколения советских людей, выращенных в атеизме, веры не утратили, хотя и не понимают толком, во что они верят. Верят в разумное начало мира.
Если вам будет досуг, то начинайте изучать, понемногу, потихоньку. Я бы очень рекомендовал прочесть книгу Бертрана Рассела “История западной философии”. За год или два, посвящая время изучению этих вещей, любой станет иным абсолютно человеком, в нём появится прозорливость, особая чувствительность, он перестанет быть человеком общего порядка, и перед ним откроются новые горизонты духа. Говоря откровенно — вы поймёте, что вы от Духа, а не от обезьяны, несмотря на всю схожесть до степени смешения. Вы начнёте получать удовольствие от вещей, мимо которых раньше равнодушно проходили. Например, от искусства, о котором мы поговорим в следующей части.
Продолжение следует.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Поделиться Поделиться ВКонтакте Telegram Whatsapp Одноклассники Cсылка
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии