Ксения Горячева: Кто сейчас запускает первый стартап, завтра станет основой сильной экономики
Два года назад партия «Новые люди» инициировала программу по развитию молодёжного предпринимательства «Я в деле». Её главной целью стало повышение финансовой грамотности и обучение проектной работе в команде. За четыре сезона программа охватила 188 тыс. школьников и студентов. О её результатах и самых ярких проектах, а также об изменениях в образовательной системе рассказала депутат Госдумы от партии «Новые люди», первый зампредседателя комитета по науке и высшему образованию Ксения ГОРЯЧЕВА.
– Насколько нам известно, вы являетесь сторонником проведения реформ в системе образования. Что конкретно вы хотели бы изменить в этой сфере? Какие шаги для этого делаете, будучи представителем профильного комитета Госдумы?
– Я бы хотела, чтобы система российской высшей школы стала более человекоориентированной. Ей нужны дисциплины, которые дадут студенту инструменты для работы со своим внутренним миром, а не только для изучения внешнего.
Большой шаг в этом направлении мы сделали вместе с моей командой. В рамках исследовательского проекта по психосоциальному благополучию провели большой форум, где преподаватели и психологи вузов знакомились с нашей программой для студентов. Это практики, которые помогают лучше понять себя, свои цели и жить в мире с собой.
Второй блок связан с мышлением. В этом направлении работает и программа «Я в деле». Она воспитывает организационно-предпринимательское мышление студентов. За несколько месяцев ребята получают необходимые компетенции взаимодействия в коллективе, решения сложных задач, учатся формулировать гипотезы и предлагать решения. Это нужно независимо от того, идёт дальше человек работать в наём, в большую корпорацию или открывает своё дело. В нашем непростом мире им понадобится уверенность в своих действиях, основанная на опыте.
В рамках большой реформы системы российского высшего образования мы занимаемся, конечно, и законотворческой работой. Один из главных аспектов – это практикоориентированность, связь с успешными компаниями, интеграция работодателей в образовательный процесс. У ребят должна быть возможность как можно раньше попробовать себя в той профессии, которую они выбрали. А компании, в свою очередь, получают сотрудников, которые уже могут ориентироваться в её системе.
При Госдуме под нашим началом работает экспертный совет по непрерывному образованию. Там мы тоже прорабатываем ряд инициатив, способствующих индивидуализации основных образовательных программ.
– Партия «Новые люди», которую вы представляете, несколько лет назад основала программу молодёжного предпринимательства «Я в деле». Что собой представляет эта программа? Каковы её цели?
– «Я в деле» – это двух-трёхмесячная уникальная образовательная программа, состоящая из цикла мероприятий и мастер-классов, работы с экспертами, в рамках которой студенты создают свои стартап-проекты. От идеи они приходят к реализации, иногда доходят до первых продаж.
В проекте есть системное наставничество. Оно позволяет решать ряд адаптационных вопросов и в принципе учит людей делиться успехами и знаниями. Время одиночек прошло, настало время команд.
Мы растим людей, а не проекты. Базовая управленческая и финансовая грамотность помогает ребятам раньше повзрослеть и не ждать, что прилетит волшебник и бесплатно раздаст мороженое. Участники программы – это такие новаторы, исследователи. Люди, которые способны брать ответственность за себя, за свою команду, за свою семью, за свою страну. Вот к этому, конечно, мы стремимся.
– Каким образом молодым людям можно стать участниками этого проекта?
– Вы можете зайти на сайт явделе.рф, найти свой регион. Переходите по ссылке – и попадаете в местное сообщество «ВКонтакте». Там наставники расскажут, какие мероприятия запланированы в ближайшее время.
Кроме того, наши наставники выезжают в школы, колледжи и вузы, где проводят презентации проектов и бизнес-игры. То есть у каждого желающего есть возможность ознакомиться с «демоверсией» курса. А потом принять решение о том, чтобы подключиться к программе.
Новый сезон обучения начнётся уже в 2024-м, в феврале. Приглашаем всех желающих!
– Насколько масштабной является программа «Я в деле» на сегодняшний день и как вы оцениваете её перспективы?
– Масштабы программы растут от сезона к сезону. Сейчас она охватывает 72 региона. К ней присоединились в том числе новые регионы России, в финале четвёртого сезона были представлены идеи молодых предпринимателей из Донецкой и Луганской народных республик.
Мы получаем поддержку от правительства, в частности от Минобрнауки, Минпросвещения и Росмолодёжи. В одном из сезонов проекты финалистов оценил премьер-министр Михаил Мишустин. А лидер «Новых людей» Алексей Нечаев презентовал планы развития программы «Я в деле» президенту Владимиру Путину.
На всех уровнях, включая руководство страны, понимают важность молодёжного предпринимательства. Люди, которые сегодня запускают свой первый стартап, завтра станут основой сильной экономики.
В обществе тоже меняются представления о предпринимателях. Двадцать лет назад их видели не то челночниками, которые везут из-за границы клетчатые сумки, не то «новыми русскими» в красных пиджаках и с сомнительным прошлым. И относились соответственно. Сейчас время поменялось. Предприниматели стали людьми, которые создают рабочие места и делают нашу жизнь лучше.
Об этом часто говорят сами участники программы. Среди молодых людей всё больше тех, кто хочет создавать своё дело, быть независимым. Финансовый фактор тут важен, но он не определяющий. Людям важно решать конкретные проблемы, помогать другим. Например, в этом сезоне команда из Твери разработала проект, связанный с борщевиком. Казалось бы, вредное растение, от которого страдают люди в разных уголках России. Но участники «Я в деле» придумали, как из него получать биоэтанол, то есть экологичное топливо. Там, где другие видели только проблему, они нашли перспективную бизнес-модель.
Это показательный, но далеко не единичный пример. Только в четвёртом сезоне мы получили 4 тысячи бизнес-проектов, обучили 42 тысячи студентов и вовлекли в предпринимательское обучение 26 тысяч школьников. С нами уже 538 вузов. В следующем году их станет ещё больше.
– Кто является наставниками участников проекта?
– В основном это выпускники прошлых сезонов программы. Люди, которые прошли обучение, а теперь передают полученные навыки другим. А вместе с этим учатся сами, углубляют свои знания. При этом наставник примерно такого же возраста, что и участники. Поэтому они на одной волне, им просто найти общий язык. Наставник закрепляется за каждой командой. Его задача – направлять участников. Но при этом он не придумывает ничего за них. Скорее помогает найти пути реализации задуманного.
Сейчас у нас две тысячи наставников. В следующем году к ним присоединятся ещё три тысячи. Это поможет нарастить масштабы программы. При этом курс предполагает, что участники регулярно встречаются с действующими предпринимателями, которые выступают в роли менторов. Они не просто рассказывают о своём опыте, но также помогают избежать типичных ошибок, от которых не застрахован ни один предприниматель. Очень часто после первых неудач новички решают, что предпринимательство не для них. Здесь очень важна поддержка старших коллег и наставников. Они помогают проанализировать причины ошибок и просто подбодряют.
Мы помогаем старшеклассникам и студентам понять, как работает предпринимательство. Многие из участников добавляют к ним знания, полученные в колледжах или университетах. Так, студенты аграрных вузов часто разрабатывают корма для животных, а медики конструируют приборы для сохранения здоровья. Наша программа ни в коем случае не заменяет обычное обучение. Скорее она подсказывает, как можно применить полученные навыки.
– Какими конкретными достижениями уже могут похвастаться молодые люди, которые были ранее участниками программы «Я в деле»?
– Самое важное – каждый участник получил свой первый предпринимательский опыт. Это важно и пригодится во многих жизненных ситуациях. Кстати, не все выпускники программы принимают решение идти в бизнес – некоторые, попробовав, принимают для себя решение, что предпринимательство – это не его. Зато находят для себя интересным быть наставником.
В части результатов проектов – тоже можно проследить определённую тенденцию. В первых сезонах программы большинство проектов были довольно простыми. Общепит, сладости без сахара, необычное мыло, печать на футболках. Со временем бизнес-идеи усложнялись. Сейчас очень много проектов, связанных с информационными технологиями. Это приложения, механические руки, токопроводящие ткани и технологии распознавания жестов. В этом сезоне трендом стали нейросети и беспилотники. Традиционно много идей в сфере экологии. То есть люди хотят не просто заработать, но и принести пользу другим, решить конкретную проблему. Заниматься интересным делом и хорошо зарабатывать – это настоящая русская мечта.
Например, в четвёртом сезоне победил проект команды из Архангельска. Она разработала походный генератор электричества, который запускается от тепловой энергии костра. Студенты часто ходят в походы с палатками, разводят костры, чтобы приготовить еду и согреться. Участники «Я в деле» поняли, что им нужно: из энергии костра добыть электричество. Это необходимо, чтобы, например, зарядить смартфон, который разрядился в походе. Очень интересное и полезное решение.
В Липецке участники создали устройство и программу, позволяющие управлять игровыми персонажами при помощи напряжения мышц. Технология поможет перевести реабилитацию детей в игровую форму. В Пермском крае разработали приложение, которое помогает выявить отклонения в развитии ребёнка на ранней стадии и дать рекомендации по дальнейшей диагностике. Команда из Санкт-Петербурга собрала портативное устройство, которое с помощью нейросетей трансформирует жестовый язык в текст и речь. Оно поможет людям с проблемами со слухом и речью. Их в России больше 13 миллионов.
Всё это настоящие инновации, которые можно и нужно внедрять в нашу жизнь. Уверена, что в следующих сезонах будет ещё больше интересных идей и бизнес-проектов.
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии