После революции ещё 4 года театралы воевали с большевиками
После Октябрьской революции и установления в стране власти советов далеко не все её сразу приняли, и одними из тех, кто выказывал негативное отношение, была театральная публика, ядро которой составляла интеллигенция. Это отношение выражалось в форме поощрения появления на сцене элементов из прошлой жизни, требований почтить память погибших, освистывания новых людей в бывшей царской ложе и т.д. Это сплошь и рядом происходило в 1917-1918 годах в Петрограде, но в наибольшей мере это отразилось на московской сцене.
Многое стало известным из воспоминаний Е.К. Малиновской, возглавлявшей после 1917 года долгое время Большой театр. По её словам, публика негативно воспринимала появление в царской ложе членов Моссовета. И во время одного из спектаклей туда стали бросать галоши и прочие предметы, раздавались выкрики «Долой», «Палачи» и пр. Последовали обыски, проверка документов, были изъяты опасные предметы. Дирижёр театра Ю.Ф. Файер вспоминает, как на сцену вышел человек в военной гимнастёрке и жёстко успокоил зрителей.
Во многом причиной недовольства стало то, что решением Президиума Моссовета от 21 января 2018 года «великокняжеская ложа» была полностью предоставлена в пользование Исполкома и комиссаров, а «министерская» – Райсовета и Совета профсоюзов (распределением занималась Малиновская). Не было ясно, на какую из двух «царских» лож оно распространяется – на ту, что в бенуаре и бельэтаже, либо центральную. Уже позднее выяснили, что подразумевалась вторая из них.
Одновременно взрывоопасная ситуация складывалась и в коллективе театра, разделившемся на две группировки: солистов во главе с Собиновым и блока из хора, балета и оркестра. И об этом было известно публике, что ещё больше подливало масла в огонь. Во время оперного спектакля «Самсон и Далила» 18 февраля 2021 года в зале стали свистеть, выкрикивать протесты в адрес лиц, сидевших в царской ложе. Представители власти не выдержали и удалились под гром аплодисментов, а спектакль продолжился. Естественно, власти так это оставить не могли, и на следующий день, когда давалась опера «Искатели жемчуга», её представители снова заняли места в ложе. И снова последовал бурный протест. Члены президиума проигнорировали выкрики, и вот тогда в ложу полетели калоши и бинокли. Проблема, как верно подметил один корреспондент, заключалась в том, что не нашлось человека, который бы смог внушить и тем и другим, что театр – это не место для сведения политических счётов. Спектакль отменили, и после этого последовали репрессивные меры.
А 6 марта произошло ещё одно столкновение на балетном спектакле «Спящая красавица». Он всё-таки прошёл до конца, но по окончании последовали меры со стороны властей (обыски, запугивания). Последний протестный случай был отмечен 27 марта, но волна возмущения медленно, но неуклонно, сходила на нет. Так завершилась война театралов с большевиками.
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии