Россия предоставляет Китаю 32 миллиона гектаров Сибири под зерновые поставки?
По сообщениям некоторых СМИ, Россия предоставляет Китаю 32 миллиона гектаров Сибири под зерновые поставки. До сих пор Китай не жаловал вниманием российское зерно. А теперь, согласно заключенной с Китаем сделке, будет возможно арендовать, под зерновые, участки земли на территории страны. Срок аренды может быть долгосрочным и составлять от 20 до 70 лет.
При этом Россия не смогла подписать контракт на дополнительные поставки газа, на который так рассчитывал «Газпром».
Эта новость прошла практически незамеченной. Но на самом деле здесь есть над чем подумать. Немного подробнее: недавно было достигнуто соглашение о том, что российская компания ЭПТ (Евразийская продовольственная торговая компания) заключит крайне важный договор с Поднебесной о поставках российского зерна. Экспертами это событие подается как значительный шаг в развитии экономических отношений между двумя странами и развитии сельского хозяйства. Однако так ли это на самом деле и действительно ли заключение этого соглашения пойдет на пользу России?
Для справки:
«ЭПТ входит в группу „Новый сухопутный зерновой коридор“ и является крупнейшим игроком внутреннего аграрного рынка. У компании в собственности огромные площади пашен в 32 млн Га, которые находятся на Дальнем Востоке и в Сибири. Потенциал этих пахотных земель трудно переоценить. Соглашение, которое было достигнуто между российской компанией и китайской госкорпорацией „China Chengtong“, предполагает поставку в КНР 70 млн тонн российской сельскохозяйственной продукции в течение двенадцати лет. Это колоссальные объемы зерна и прочих с/х культур, которые Россия будет экспортировать в Поднебесную».
Сумма сделки — почти 26 миллиардов долларов. Эта действительно огромная сумма позволила сделать сделку одной из самых крупных за все историю экономических отношений с Китаем. Теперь о плюсах и минусах. Что говорят эксперты:
«Для Пекина заключенное соглашения сулит в основном, одни плюсы. Во-первых, будет обеспечена продовольственная безопасность. Сегодня в Китае наблюдается резкий рост внутреннего потребления зерна и поставки зерна из России окажутся как никогда кстати. Во-вторых, Китай сможет диверсифицировать источники поставок, снизив тем самым зависимость от одного региона. Ну и в-третьих, это позволит ещё больше развить сотрудничество с Москвой, и даст возможность укрепить торговые и экономические связи между РФ и КНР. Однако для России, кажущиеся при первом взгляде преимущества, по сути, таковыми не являются.
Во-первых, труднопредсказуемые экологические последствия. Столь масштабное земледелие на такой огромной территории приведёт к деградации почвы, безвозвратно изменив её химический состав, и грозит потере биоразнообразия в названых регионах.
Во-вторых, угроза собственной продовольственной безопасности. Столь резкое увеличение объемов экспорта зерна с большей долей вероятности приведет к дефициту на собственном внутреннем рынке, а это по цепочке приведет к росту стоимости продуктов питания для россиян. А это уже грозит волнениями в обществе, так как уже сегодня инфляция бьет все рекорды, и даже малейшее упоминание о том, что ситуация может усугубиться в перспективе, способна вызвать социальный взрыв.
В-третьих, Россия попадет в экономическую зависимость. Сосредоточение основного экспорта на одном покупателе, поставит Россию в крайне уязвимое положение перед дипломатическими разногласиями и экономическими санкциями.
В-четвертых, заключение соглашения может иметь и социальные последствия, о чем было сказано выше. Перераспределение пахотных земель в пользу экспорта вызовет социальное недовольство среди жителей указанных регионов, так как это с большей долей вероятности приведет к потере рабочих мест и повышение стоимости продуктов.
В-пятых, не стоит забывать и о зависимости от климатических условий. Любые сельскохозяйственные культуры крайне чувствительны к погодным условиям, а это значит, что если с погодой что-то пойдет не так, то это приведет к потере урожая, что соответственно не позволит выполнить обязательства, взятые на себя Россией. А это в свою очередь даст Китаю отличный рычаг для давления на Москву. Можно, например будет потребовать очередную скидку на газ, который Россия и так продает Китаю практически задарма.
В-шестых, обязательно возникнут проблемы с логистикой. Столь объемные поставки с/х продукции потребует внушительных инвестиций в дорожную и железнодорожную инфраструктуру, а в нынешних непростых условиях, это станет сильным ударом по бюджету.
В-седьмых, существуют долгосрочные экономические риски. Двенадцатилетний контракт устанавливает фиксированные цены и объемы поставок. А в стремительно меняющихся рыночных условиях, может возникнуть ситуация, когда России будет выгоднее продавать зерно другим покупателям, но она этого не сможет сделать, так как будет связана по рукам и ногам условиями контракта. Кстати, у Китая в этом случае появится отличная возможность заработать — для этого Пекину достаточно будет продать часть зерна покупателям, предложившим хорошую цену. Схема в принципе, обкатанная многими российскими партнерами, той же Турцией и Казахстаном.
Ну и восьмое — конкуренция. Экспорт столь внушительного объема зерна в Китай способен привести к конкуренции с другими крупнейшими экспортерами, а это может оказаться крайне невыгодным для РФ в долгосрочной перспективе».
Так что же, получается, что, избавляясь от европейской зависимости, мы попадаем в новую кабалу, теперь уже к Китаю? Ведь Пекин всегда руководствуется исключительно своими интересами, навязывая России крайне невыгодные условия.
Еще один момент — если китайские аграрии будут самостоятельно хозяйствовать на арендованных в России плодородных землях, то, с учетом того, как они это привыкли делать (обильно засыпая удобрениями на основе химикатов для стимулирования роста высеянного), то есть опасения в том, что нашим плодородным землям будет нанесен значительный урон:
«При неправильном подходе в течение 7–10 лет они сожгут органику, сломают хребет почве и будут получать урожай за счёт того, что сжигают естественное плодородие. Они на этом неплохо заработают, но потом России, если она хочет оставить эти территории за собой, придётся потратить чудовищные деньги для того, чтобы эту землю вылечить. Поэтому либо мы даём нас обмануть и нажиться на России, либо мы не даём это сделать и приводим китайских товарищей в жёсткие рамки правил использования российской земли. Третьего здесь не дано. Органическое сельское хозяйство подразумевает полный запрет на применение минеральных удобрений, средств защиты растений, пестицидов, гербицидов, стимуляторов роста. У нас земельные ресурсы позволяют вести такое сельское хозяйство и получать продукцию особого качества. У нас же 43 млн Га пашни выведены из оборота — это почти вся площадь пашни такой страны, как Франция, она самая большая в Европе.», — делится мнением эксперт.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии