Смертельная глубина
История Мирового океана также безгранична, как история самого мироздания и также таинственна и, увы, трагична. Океанская бездна умеет хранить свои жуткие тайны, раскрывает их неохотно и крайне дозировано. И всё же…
Срочное погружение!
Персональную строку в поминальной книге морских трагедий в 1963 году вписала новейшая атомная американская ПЛ «Трэшер», вышедшая 9 апреля в Атлантику на ходовые испытания.
Экипаж из 112-ти моряков занял свои боевые посты, 17 представителей военной приемки готовили необходимую документацию к окончательному оформлению командир АПА Джон Гарвэй принимал доклады вахтенных служб; всё как всегда…
«Трэшер» по своей боевой классификации относилась к противолодочным АПЛ и предназначалась для борьбы с лодками противника, конечно, в первую очередь – с советскими. Для этой цели американские инженеры снабдили «Трэшер» новейшим ракето-торпедами «Саброк», способными при необходимости нести на себе помимо обычных и ядерные боеголовки. Испытать работу новых смертоносных систем на предельных глубинах и предстояло специалистам американского ВПК под командованием Джона Гарвея.
Через сутки, 10 апреля «Трэшер» вышла в заданный квадрат океана. В 7-07 утра по корабельной трансляции прозвучала команда к погружению: АПЛ «Трэшер» легла на свой, как оказалось, последний курс в атлантическую вечность…
«Трэшеру» было предписано погрузиться на глубину 360 метров и начать необходимые испытания. Для 60-х годов такая глубина уже считалась для подводных лодок опасной. Командир Гарвей конечно об этом знал и приказал всем службам усилить контроль за работой механизмов и обстановкой в отсеках. Гарвей знал и то, что рядовым морякам знать было не положено…
Незадолго до выхода в океан «Трэшер» несколько раз заводили в сухой док для устранения различных неполадок в системе ее жизнеобеспечения. В том числе – в работе клапанов и механизмов балластных цистерн. Работы шли в авральных режимах, ведь командование ВМС США торопилось доложить своему президенту о вводе в строй нового грозного оружия против Советов, что было бы для Америки очень «к месту» после их провального Карибского кризиса.
Доложил ли Гарвей «наверх» о том, что еще в начале 1963 года во время буксировки «Трэшер» получил сильный внешний удар как раз по одной из балластных цистерн или предпочел обойтись лишь осмотром места ЧП своими силами, осталось за рамками расследования. Во всяком случае, в свой последний поход «Трэшер» вышла согласно официальным документам «подготовленной».
В 8-00, через три минуты после начала погружения на аварийно-спасательном судне «Скайларк», следившим за испытанием, получили сообщение о том, что в отсеках «течи не наблюдается». Глубиномеры показывали отметку в 120 метров, «Трэшер» продолжала погружение. В 9-12 радисты «Скайларка» приняли тревожное сообщение с АПА: «Начинаем срочное всплытие. Пытаемся продуть балласт!» Через 5 минут, в 9-17 в наушниках гидрофонов «Скайларка» раздался жуткий треск и грохот, очень похожие на звук ломающегося металла и свист вырывающегося откуда-то сжатого воздуха. Больше «Трэшер» на связь не выходил…
Она погибла, сэр?
— С таким вопросом растерянный акустик «Скайларка» обратился к капитану судна Хеккеру после того, как в эфире наступила тишина, которую в народе называют «мертвой». Опытный моряк, участвовавший во многих спасательных операциях, еще до этого вопроса уже понял, что «Трэшер» более на связь не выйдет. Хеккер приказал следить за поверхностью океана, за борт сбросили сигнальные пиротехнические патроны: все надеялись на чудо. Но…
Через несколько суток поисков с поверхности океана спасателям удалось подобрать несколько рабочих перчаток, всплывшие фрагменты защитных химкостюмов, пластиковые тарелки, какую-то ветошь. Это было все, что осталось от некогда стратегической АПЛ «Трэшер», остальное, включая экипаж, хищная Атлантика оставила себе. Капитан Хеккер велел радистам передать в Пентагон секретный морской сигнал «Сабсанк!» Это короткое слово означало для всех посвященных специалистов одно: «…лодка «Трэшер» погибла!»
Вскоре к месту трагедии подошли дополнительные спасательные силы, в воздухе постоянно находились самолеты-разведчики береговой авиации, к поискам подключили глубоководный батискаф «Триест». Через два месяца обширных подводных поисков именно с «Триеста» пришел сигнал о том, что на дне Атлантического океана на глубине 2560 метров обнаружены обломки корпуса именно погибшего «Трэшера». Окончательная точка в короткий биографии АПЛ была наконец поставлена. Началось длительное официальное расследование.
А был ли шанс на спасение?
Трагедия «Трэшера» сама по себе в истории подводного флота была уникальна: АПЛ стала первым атомоходом, погибшим в океане в мирное время! Анализ ее короткой биографии вскрыл многие крайне неприятные для американского ВПК детали.
Во-первых, экипаж «Трэшера» при предыдущих погружениях неоднократно фиксировал некоторые неполадки в системах работы именно балластных цистерн, о чём командиру Гарвею было известно. Например, постоянно давали течь запорные клапаны. На небольшой глубине эта неисправность не представляла большой опасности, но командиру «Трэшера» приказали идти на экспериментальную, то есть запредельную глубину в 360 метров, хотя таковой именно для «Трэшер» была отметка в 300 метров!
Капитан-лейтенант Гарвей хоть и считался опытным моряком, но в той ситуации скорее решил не перечить боссам ВПК: ведь уже началась «холодная война» с СССР и Пентагон даже не отдавал приказы, а сам выполнял то, что велели ему политики Белого дома.
Устранить замеченные неполадки моряки «Трэшера» пытались самостоятельно во время ремонтных работ в сухом доке, хотя по инструкции это должны были делать лишь специалисты заводов-изготовителей АПЛ. То, что на борту зовется «пустяком», именно в океане часто становится трагедией, эту истину и подтвердил случай с «Трэшером».
Настоящую причину гибели АПЛ установить не удалось, комиссия завершила работу обтекаемым выводом о том, что лодка погибла, не выдержав запредельного давления воды. Но на главный вопрос: «Почему новейшая АПЛ не выдержала этого давления?» ответа так и не было получено. Халатность конструкторов? Человеческий фактор? «Усталость» металла прочного корпуса? Или взрыв новейшей ракето-торпеды «Саброк»? Версий много, но ясно одно: ВПК Америки любой ценой спрятал тайну гибели «Трэшера» от общественности, ибо эта цена была уж очень велика именно в денежном исчислении Человеческие жизни в том прейскуранте, увы, не значились.
P.S.
Нептун шуток не приемлет…
По какому-то мистическому трагическому совпадению именно в Атлантике недалеко от места гибели «Трэшера» уже в наши дни при очень похожих обстоятельствах погиб и батискаф «Титан», на котором богатые любители острых ощущений пытались забавы ради добраться до затонувшего в 1912 году «Титаника». Мистика это или уже конкретно предупреждение от морского царя о том, что с природой, особенно – океаном шутить чревато, судите сами.
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии