Потеряли берега?
Жители Тахтамукайского района бьют тревогу, предполагая, что крупный застройщик мог разрушить дамбу и засыпать русло реки Кубани.
Недавние трагические события, произошедшие вследствие теракта на Каховском водохранилище, еще раз показали разрушительную мощь водной стихии. По всей стране были усилены меры безопасности на водных объектах, особенно на реках, где имеются плотины и другие гидросооружения. Такое внимание со стороны компетентных органов к водным объектам более чем оправданно. Но следующим шагом логично предположить инвентаризацию госсобственности, чтобы иметь четкое понимание пропускной способности русла и других параметров на случай форс-мажора. И в этом случае есть очень серьезные основания полагать, что исследование береговой линии реки вызовет массу вопросов у проверяющих.
Бесконтрольная застройка, которая долгие годы шла в Краснодарском крае и Адыгее, уже не раз сыграла против жителей: паводки и наводнения унесли немало жизней и причинили миллиардные убытки. Признано всеми структурами, что последствия стихийных бедствий могли быть несравненно меньшими, если бы дома не строили в непосредственной близости к рекам, а порой и на самовольно отсыпанном участке в руслах, нарушая естественный водоток, не сносили бы берегозащитные укрепления и не допускали других нарушений Водного кодекса России.
После каждого буйства водной стихии идут разбирательства, находят и наказывают виновных, чистят реки и так далее. Но вот до профилактической работы, создается впечатление, руки пока не доходят. Цель этой публикации как раз и заключается в том, чтобы компетентные органы разобрались в ситуации, которая, надеемся, пока всё же не угрожает жизни и здоровью людей.
Стираем границы
По закону все водные объекты находятся в собственности государства. Исключение составляет «пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами» (ч. 2 ст. 8 Водного кодекса России). Естественно, такая важнейшая водная артерия, как река Кубань, полностью находится в государственной собственности и никакие работы в русле и водоохранной зоне не могут вестись без разрешения соответствующей федеральной структуры. Однако документы, оказавшиеся в распоряжении редакции, дают основания полагать, что в течение нескольких месяцев идет активная работа по изменению очертаний левого берега реки Кубани в ауле Новая Адыгея Тахтамукайского района, на участке с кадастровым номером 01:05:2900013:30133.
Обратить внимание журналистов на эту ситуацию заставило письмо в редакцию гражданина В. — одного из собственников соседнего земельного участка. В своем заявлении в Азово-Черноморскую природоохранную прокуратуру В. указала: «…фактически лишилась права пользования принадлежащим мне на праве собственности земельным участком, так как берег реки незаконно выделен администрацией МО Тахтамукайский район СЗ „Победа”. Мой участок теперь не имеет ни выхода, ни входа, доступ к нему отсутствует, поскольку берег водного объекта — реки Кубани — незаконно выделен застройщику» (здесь и далее цитата. — Прим. авт.).
В собственности СЗ «Победа» находилось несколько земельных участков, на которых построен многоэтажный жилой комплекс, в том числе участок под номером 01:05:2900013:11761 площадью 27,3 тысячи квадратных метров. Затем появилось соглашение №58 от 20 сентября 2021 года «о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на территории муниципального образования Тахтамукайский район». В этом документе значится, что рядом с вышеназванным участком образовался массив площадью 7666 кв. м «части земель, государственная собственность на которые не разграничена». В этой связи, по мнению администрации, появилась возможность перераспределить землю. Так был образован участок 01:05:2900013:15369 площадью 34966 квадратных метров и передан СЗ «Победа».
Уже тогда у владельцев соседних участков и жителей Новой Адыгеи стали возникать вопросы, главный из которых касался очертаний новообразованной земли. При одном взгляде на публичную кадастровую карту видно, что часть восточной границы участка проходит по водной глади реки Кубани. Естественно, в инстанции пошли заявления с требованиями разобраться.
В январе 2023 году участок опять был перераспределен. Из общего массива образовали три участка с кадастровыми номерами, заканчивающимися цифрами 30132, 30133 и 30134. На данный момент на публичной кадастровой карте четко видно, что участок под номером 01:05:2900013:30133 частично находится на водной глади. Интересный факт: эти участки перешли в собственность частного лица, а не компании, притом что, по сути, они являются территорией около многоэтажных домов.
После нас хоть потоп
У собственников, соседствующих с многоэтажным жилым комплексом, нет сомнений, что все эти перераспределения имеют под собой вполне понятные им причины. В своих заявлениях в суд и инстанции они указывают, что застройщик изначально начал возводить дома, часть из которых находилась ближе к береговой линии, чем определено законом. В заявлениях фигурирует цифра в 56,2 метра — на такое расстояние, по мнению жителей, был отсыпан берег в глубь реки. В качестве доказательств они приводят данные публичной кадастровой карты за 2019 год, где определены границы участка, который отдавался под строительство изначально. В. и другие жители просят всего лишь сопоставить две карты — и тогда, по их мнению, станет очевидно, что несколько домов начали строить ближе положенных двадцати метров от реки, а потом берег досыпали.
Если это так, предполагаем следующую логику действий: чтобы к многоэтажкам не было претензий, необходимо соблюсти отступы от водного объекта, то есть отодвинуть реку.
Но тут начинается неразбериха, в которой для прояснения ситуации обязаны разобраться компетентные специалисты федерального уровня. На кадастровой карте четко видно, что участок 01:05:2900013:30133 заступает на территорию водного объекта, то есть федеральной собственности. Каким образом местная администрация смогла посчитать водную гладь «частью земель, государственная собственность на которые не разграничена»? Многочисленные ответы, полученные на запросы, которые отправлялись в официальные органы, не содержат этого объяснения в привязке к конкретному заступу участка на кадастровой карте.
Была, да сплыла
Еще одна деталь: в соглашении 2021 года, по которому и произошла прирезка земли со стороны реки, одним из пунктов в обязанностях сторон значится, что собственник обязан «не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка №2, экологической обстановки территории, а также загрязнению». В то же время есть масса видео, где с привязкой к местности показаны работы тяжелой техники на участке, кучи строительного мусора и так далее. Чья это техника? Никаких официальных сведений о реакции исполнительной власти на эти факты в свободном доступе найти не удалось. А техника регулярно работает, о чем снимаются всё новые видеоролики жителями соседних домов. И еще: где дамба?
Из официального ответа Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 13 декабря 2022 года следует, что «сотрудниками управления был осуществлен выезд на место. В результате визуального осмотра установлены признаки наличия на данном участке гидротехнического сооружения, однако большая его часть разрушена. Указанное сооружение является федеральной собственностью». Больше ничего. Разрушена — и разрушена. И находится на земельном участке, который теперь в частных руках — что ж поделать! Такая логика? А как и кем федеральная собственность доведена до такого состояния и по каким законам она была передана местной властью, то есть не правообладателем, в частные руки — это открытый вопрос. Чтобы на него получить ответ, мы и надеемся данной публикацией привлечь внимание компетентных органов к ситуации. Если нет никаких нарушений, прекрасно. А если есть, опасно. Сужение русла Кубани, да еще в непосредственно близости от водохранилища, может представлять серьезную угрозу. А значит, проблема требует первоочередного решения.
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии