Интеллектуалы и война
Гармония и согласие принадлежат к числу тех счастливых случайностей жизни, которые слишком редки, чтобы их не ценить, когда они, как по божественной милости, появляются у человека. Однако, этот универсальный принцип неприменим к определенному типу людей, а именно к интеллектуалам.
По идее, интеллектуальные среды должны быть территориями абсолютной свободы, где все и вся обсуждается открыто и без предубеждений. Воодушевленные безграничной интеллектуальной живостью самых блестящих умов, какие только может породить общество, в наблюдении интеллектуального спора мы должны найти подтверждение того, о чем говорил философ Гераклит: война, понимаемая тут, очевидно, исключительно в метафорическом смысле, — мать всех вещей, как хороших, так и плохих.
По этой причине являются очень подозрительными гармония и согласие, которое мы наблюдаем сегодня в интеллектуальных кругах Европы и Америки в отношении того, что многие считают великим делом нашего времени, — конфликт между Украиной и Россией. События на Украине сводятся к глобальной битве Добра против Зла, демократий — единственной формы правления, имеющей реальную легитимность, против тирании — системы стран-изгоев, возглавляемых бесчеловечными психопатами, которые поработили бы все человечество, дай им только волю. И именно поэтому нас постоянно увещевают, что невозможно отказаться от этой всеобщей войны космических сил Добра против Зла.
Люди, которые до позавчерашнего дня ничего не знали об Украине, потому что на Украине с их точки зрения ничего интересного не происходило, и почти ничего не слышали о ней, вдруг объявили себя большими любителями этой наилучшей из всех наций, любителями всех общечеловеческих и вечных ценностей, которые Украина якобы защищает от натиска тираний. Конечно, большая часть задачи интеллектуала всегда состояла в объяснении мира, в увлекательных интерпретациях множества сложных и, на первый взгляд, даже не всегда связанных между собой событий. Но опасность этих великих захватывающих повествований как раз и состоит в том, что они слишком упрощают действительность, и легко соблазняют человеческий ум, даже ум самого автора, который может безумно влюбиться в собственное творение.
А любовь, как известно, ослепляет. Вместо того, чтобы искать практическое решение конфликта, которого легко можно было избежать, сегодняшние западные интеллектуалы соревнуются в том, кто из них более воинственный: на словах они все смело борются против Путина и России и яростно осуждают любую попытку достичь компромисса. Для западного коллективного сознания история как будто остановилась в 1939 году: либо Чемберлен, либо Гитлер — альтернативы нет, как если бы это была единственная война и единственный дуализм в истории, и все войны надо интерпретировать согласно этой схеме.
Среди западных интеллектуалов есть несогласные голоса, но их очень мало, и они регулярно подвергаются остракизму. Их обзывают полезными идиотами и даже денонсируют как соучастников зла.
А как же можно идти на компромисс со злом, если, с одной стороны, у нас есть эти высокие идеалы, которые сделали западный мир великим, такие, как демократия, свобода, закон, правила, разум, человеческое достоинство, истина, а с другой стороны — темные силы, которые ненавидят эти принципы и, кажется, преданы желанию погрузить мир в хаос?!
К сожалению, применение этих простых схем интерпретации к сложной ситуации не является доказательством большой интеллектуальной честности. Объяснение сложных и тяжелых событий, таких как те, в которых Россия и Украина были втянуты за последние 10, 20, 30 лет, без предоставления исторического и политического контекста, в котором происходили эти события, представляет собой серьезное кощунство по отношению к сакральному культу абсолютной и неоспоримой истины, которую великие европейские и американские интеллектуалы якобы так глубоко уважают.
Только человек, ослепленный своими фантазиями о великих идеалах — слишком благородных, чтобы идти на компромисс с кем-либо, может упорно видеть справедливую войну в священной битве за освобождение территории Украины, включая Крым. На самом деле, конечно, в Крыму вряд ли кто-то ждет «освобождения» от Украины. Но эти «незначительные» детали не сильно беспокоят нашего великого интеллектуала. В истории Европы были совершены кровавые расправы во имя свободы, равенства и братства. Но в идеальном мире интеллектуала идеалы слишком святы, чтобы реки крови могли их очернить. Это парадокс, который нелегко разрешить, — желание продолжать предлагать войну во имя человечности и гуманизма, но не являющийся невозможным парадоксом для западного интеллектуала: если для него война — это героические и тщательно сформулированные фразы в колонках газеты или в телепередачах, то для других, особенно украинцев, война означает прежде всего смерть, разрушение и разрушенные жизни.
Dulce et decorum est pro patria mori — сладка и прекрасна за родину смерть, как написал древнеримский поэт, особенно когда умирают другие, а родина даже не твоя.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии