Что известно о смерти Михаила Александровича, родного брата Николая II
Из истории ясно, что после отречения Николая II государем императором России должен был стать его брат Михаил. Таким образом, монархия бы и дальше торжествовала. Великий князь Михаил Александрович обладал хорошей репутацией среди военных и простых людей. В ходе Первой Мировой он проявил себя, как военачальник. Вначале командовал Кавказской туземной конной дивизией, потом уже 2-м Кавалерийским корпусом. Имел звание генерал-адъютанта. Но всё изменилось 2 мая 1917 года, после отречения императора Николая Александровича.
На самом деле Михаил вообще не хотел править. Когда его брат отрёкся от престола, августейший, в свою очередь, призвал к подчинению Временному правительству. Он не был готов взять на себя большую ответственность. Потому великий князь принял решение подписать манифест условного отречения, чтобы новое правительство восстановило в стране порядок. Конечно же, он желал, чтобы и война продолжалась до самой победы, так как немцы и австрияки наступали. Вопрос о дальнейшем государственном устройстве России Михаил возложил на Учредительное собрание.
Но новая власть ответила недружелюбно. Михаил не претендовал на трон, не пытался совершить переворот и уважал права человека. Однако же Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов постановил арестовать царскую семью, в которую входил и великий князь. В феврале 1918 года в связи с германским наступлением на Петроград Совнарком принимает решение о высылке гатчинского узника. Михаила Романова, его секретаря Джонсона, делопроизводителя дворца Власова и экс-начальника жандармов Гатчины Знамеровского постановили выслать в Пермскую губернию до особого распоряжения.
И тут же задаётся вопрос – почему же тогда Михаил Александрович был расстрелян? Опасности для большевиков он явно не представлял. 17 марта 1918-го великий князь прибывает в Пермь, где сразу же сталкивается с откровенно враждебным отношением. Его, включая всю свиту, тут же поместили в тюрьму. И лишь после обращения высоких инстанций августейшему и его соратникам было позволено через неделю выйти на «свободное проживание» с предписанием гласного надзора, вначале в милиции, а с 20 мая в губернской ЧК.
Со временем поднадзорный стал люто раздражать новую власть. Из воспоминаний участников грядущего расстрела князя было ясно, что большевики опасались возвращения на трон Романовых. Из записей следует, что некоторые набожные люди с почтением относились к Михаилу Александровичу и даже считали, что именно он «станет помазанником божьим». В то же самое время священники были недовольны большевистской политикой отнятия церковных земель и прессинга по отношению к религии.
Проще говоря, большевики опасались бунта. Ну, и естественно, они страшились политической активности Михаила. Один из лидеров мотовилихинских большевиков по имени Гавриил Мясников (Ганька) считал, что великий князь «может стать знаменем для контрреволюционных сил». Как раз Мясников-то и превратился в главного идеолога устранения августейшей особы. А Михаил Александрович даже не помышлял о том, чтобы стать вершителем судеб. Зато во время ссылки обрастал многими знакомыми, среди которых были бывшие дворяне.
Михаила Романова часто встречали на улице Перми. Все, кто случайно видел князя, отмечали его «высокую, стройную, атлетическую фигуру человека с военной выправкой». Источники говорят, что среди простых жителей к нему ненависти не было. Наоборот, некоторые люди даже сочувствовали Михаилу. «Провизией его затаскивали: почти каждый день у него в номере в банке была свежая стерлядь». Знакомые аристократы тоже помогали, чем могли.
Но большевики видели опасность. Опасность восстания и дальнейшего сопротивления их режиму. После торжественного шествия Михаила и его супруги Наталии на пасхальную службу 5 мая чаша терпения радикалов была переполнена. Гаврила Мясников всё больше и больше склонялся в сторону расправы. Большевиков активно поддерживали рабочие Мотовилихи. С митинга на Мотовилихинском заводе в горсовет поступила резолюция – если органы власти не посадят Михаила под замок, рабочие сами с ним разделаются.
Нет ни единого свидетельства о какой-то разгульной жизни Михаила Александровича. К тому же у него тогда очень обострилась язвенная болезнь. И всё же великий князь понимал, что когда-нибудь его ждёт смерть от рук палачей, и возможно, уже в скором времени. Большевики всерьёз опасались народных волнений, да и в ЧК стали склоняться к тому, что они могут быть неминуемые, если Михаила не убрать. Тогда они решили похитить великого князя и прикончить на месте. В этом состоял их план.
Поздним вечером 12 июня 1918 года к гостинице «Королевские номера» на фаэтонах подъехали каратели. Михаил Александрович и его личный секретарь Джонсон были похищены отрядом чекистов и милиционеров. Они были вывезены из гостиницы в лес, а затем убиты. Отмечалось, что великому князю выстрелили в голову. Согласно общепринятой версии, организаторами преступления стали два знаменитых большевика города – вышеупомянутый Гаврила Мясников и Иванченко, начальник пермской милиции.
Официально было объявлено, что в ночь с 12 на 13 июня Михаил Романов был похищен из гостиницы «Королевские номера». Власти преподнесли это как побег. По сообщению газеты «Известия Пермского губисполкома», за участие в «побеге» было расстреляно 79 заложников. Через месяц в Екатеринбурге была убита царская семья, а в Алапаевске – великие князья. Но где именно был убит Михаил Александрович – неизвестно до сих пор. Останки так и не были найдены за всё прошедшее время.
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии