Писатель Виктор Слипенчук открыл школьную неделю русского языка и литературы
Виктор Трифонович Слипенчук встретился с учениками одной из крупнейших школ Московской области – Домодедовской МАОУ №8, в которой учится свыше 2300 детей. В этом дворце знаний давно готовились к встрече с известным писателем. Готовились не только педагоги, пригласившие писателя в гости, но и сами старшеклассники, выбравшие специальность «русский язык и литература». Изучали биографию, делали презентацию и даже оформили стенд в библиотеке с атрибутами моряка-путешественника. По существу, ребята символически распахнули дверь в собственную «литературную гостиную», которую придумали и открыли совсем недавно.
ПЕРЕД началом встречи мы говорили с руководителем школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, учителем высшей категории Екатериной Ивановой о том, как увлечь детей учёбой и что мешает им раскрыть свои способности. Екатерина призналась, что была удивлена реакцией детей, которые опасаются высказывать своё мнение, не говоря уже о дискуссиях на заданную тему. Как «раскачать» учеников, освободить от оков неуверенности, повысить их самооценку? Правильно – надо уметь слушать их и всячески поощрять инициативу. Чем, собственно, и занимается Екатерина со своими коллегами.
Маленькая инициативная группа, иными словами – активисты (здесь уместно вспомнить пионерско-комсомольское прошлое), крутилась возле сцены, помогая подготовить рабочее место для званого гостя. Пользуясь случаем, спрашиваю, любят ли они русскую классическую литературу. Вопрос риторический. Кто же скажет «нет»? Но при этом признаются, что «классиков» тяжело читать, потому что не всегда их понимают. И времени недостаточно, чтобы поразмыслить над словами великих соотечественников. И объёмы большие. В общем, складывалось впечатление, что до настоящей любви надо ещё дорасти.
Свой разговор с ребятами Виктор Трифонович начал с напоминания о том, каким богатством они обладают. Он говорил о русском языке, которым мало кто владеет в совершенстве. И привёл пример, как однажды во Франции, оказавшись на приёме у врача, признался, что он писатель. Француз убеждённо сказал: «Тогда вы отлично знаете русский язык!» На что Виктор Трифонович ответил: «Я стремлюсь к этому всю сознательную жизнь. Но не могу сказать, что владею языком в совершенстве».
Знали бы ребята, какую оценку дал писательскому мастерству Слипенчука другой француз – известный славист Жерар Коньё. Извлечём несколько цитат из вступительной статьи к роману «Зинзивер»:
«…Постоянная калейдоскопическая смена сфер деятельности только подпитывает его (Виктора Слипенчука. – Прим. ред.) вдохновение, обогащает его лексикон, удовлетворяет страсть к языку.
Это семантическое изобилие возникает потом в «Зинзивере», в котором точная техническая терминология перемешивается с народными поговорками, пословицами; заговорив от имени рассказчика, автор наслаждается остротой слова, необычностью профессионального языка, который путём «отстранения» перекликается иногда со словом «заумь».
«Это лингвистическое богатство свидетельствует, безусловно, о глубоко российских корнях Виктора Слипенчука, объединяющих две культуры, официальную культуру, изучаемую в школах, и народную».
И наконец, ещё одна цитата Коньё: «Но Виктор Слипенчук прежде всего ПОЭТ, и не случайно он заимствовал название своей книги в поэзии Хлебникова, которая является классическим примером «словотворчества».
Как справедливо заметил французский славист, Слипенчук прежде всего поэт. И его первой публикацией были стихи. Стихотворение «О пастушке Петрушке» появилось в газете «Черниговский колхозник», когда автору исполнилось 14 лет. После представления русского языка как общенационального достояния Виктор Трифонович стал читать свои стихи. Не только ребята подготовились к встрече с писателем, но и писатель подготовился к встрече с юным поколением. Он подобрал стихи, посвящённые своим внукам, то есть по возрасту ровесникам старшеклассников, пришедших на встречу. В них преобладало чувство сопричастности, понимания и искренней любви. Поэт был на одной волне с аудиторией. В зале раздались аплодисменты.
А потом началась беседа. Ребята стали задавать вопросы Виктору Трифоновичу. Беседа приняла характер перекрёстного интервью.
– Какое путешествие было для вас самым морально тяжёлым?
– Самым тяжёлым был первый рейс в море на большом морозильном рыболовном траулере (БМРТ) «50 лет ВЛКСМ». Рейс продолжался восемь месяцев. Пришлось пройти все стадии моряка-рыбака. От матроса фабрики – фасовщика и мукомола, до матроса добычи и руля. Труд тяжёлый, изнурительный. Но именно адский труд и выковывает характер рыбака океанического лова. У меня на сайте есть рассказы об этом: «Перегруз», «Просверк клинка» и другие.
Так получилось, что, когда уходил в армию, у меня родился сын. А когда уходил в моря – родилась дочь. Мы как раз шли на теплоходе «Мария Ульянова» в район лова (Ванкуверо-Орегонская банка), и тут радиограмма – родилась дочь. Именно в морях я стал верить в Бога.
– А лучшее путешествие?
– Поездка в Израиль, паломничество на Святую землю. В связи с тем, что я попал там в больницу, поездка вместо двенадцати дней затянулась на сорок. Моисей водил израильский народ по пустыне сорок лет, а я задержался в Израиле на сорок дней. Строго говоря, ничего общего. Но сорок… и сорок… искра пробежала! И я написал роман-путешествие «Золотой короб». Моему брату Эдуарду «Золотой короб» понравился, а он не любил говорить комплименты.
– Виктор Трифонович, ваше самое сильное впечатление из детства?
– Трудно выделить что-то одно. Я из крестьянской семьи. Нас, детей, было семеро. И у каждого в соответствии с возрастом была работа по домашнему хозяйству. Как самый младший, вначале я пас гусей. Потом овец. У нас было восемь голов овец. Потом телят колхозных пас. Когда подрос мне стали доверять пасти коров. Стельную корову Розку и нетель Зорьку. Присматривая за животными, пришёл к выводу, что они умеют думать и даже хитрить. Я тогда очень много читал. Расстелю на траве солдатскую ватную куфайку, лягу ничком и читаю. Коровы это по-своему уяснили, особенно Розка. Пасётся, подбирается ко мне и своей умной мордой прямо-таки из-под куфайки рвёт траву. Увлеклась, мешает мне читать. Я откатываюсь с куфайкой и с ещё большим вниманием погружаюсь в чтение. И вот тут-то коровы однажды меня и наказали. Ушли к военному аэродрому – там хорошая трава росла. Пришёл в себя, глянул – туда-сюда – нет коров. Часовые, увидев, что коровы без пастуха, «арестовали» их, загнали в пустой бокс. Пришлось отцу вызволять их из-под ареста.
И конечно, не могу не вспомнить тот волнующий и радостный для меня день, когда отец принёс домой газету «Черниговский колхозник» с моим первым напечатанным стихотворением.
– Назовите, пожалуйста, критерий литературного успеха.
– Алексей Толстой говорил: «Писать надо нахально». Что он имел в виду? Прежде всего, писать то, что думаешь, без оглядки на других. Об этом же говорил и Сергей Есенин: «Канарейка с голоса чужого – / Жалкая, смешная побрякушка. / Миру нужно песенное слово / Петь по-свойски, даже как лягушка».
В самый разгар беседы, когда между писателем и учениками стёрлись возрастные, ментальные и прочие различия, в большом и светлом актовом зале прозвенел школьный звонок. Кто-то в этот момент высоко поднял руку. Как же так?! А мой вопрос? Но в школе есть регламент. Помещение нужно освобождать. Впрочем, это не помешало ребятам подойти к Виктору Трифоновичу и спросить о том, о чём хотели. По горящим глазам было видно – встреча получилась душевной.
А Виктора Трифоновича тем временем уже ждали в школьной библиотеке, где гостя попотчевали чаем. И на полках, отливая мягким изумрудным светом, стояли книги из восьмитомного собрания сочинений автора. Именно за чашкой чая вновь возник риторический вопрос – надо ли школьникам «впихивать» русскую классику? И вот что ответил писатель Виктор Слипенчук: «Классику надо читать, обязательно читать, не откладывая, пока вы ещё молоды, пока растёте. Потом, когда вы вырастете, вновь прочитаете ещё раз и поймёте, как вы изменились. Классическая литература (СЛОВО) работает глубоко, развивает человека, учит думать».
И на прощание, пообещав приехать в «литературную гостиную» ещё раз, Виктор Трифонович прочёл шутливое стихотворение из поэтического сборника «Свет времени», которое можно адресовать всем старшеклассникам без исключения.
На танцы бегают мальчишки,
За них тревожусь от души,
Они, как новенькие книжки,
Не знаешь только – хороши ль?!
Они ещё проходят классы,
Девчонок запросто меняют
Не потому, что ловеласы, –
Они себя в них проверяют.
И этим кое-кто гордится,
Я по себе всё это знаю,
Но только это – не годится,
Девчонки тоже проверяют…
1958 г.
Официальный сайт писателя www.slipenchuk.ru
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии