Стало известно о случаях сибирской язвы в Дагестане
Главная причина — неправильное содержание животных в домашних хозяйствах
Бруцеллез называют одной из самых недооцененных инфекций. Чаще всего она передается человеку с коровьим или козьим молоком. Несмотря на то, что в мире давно придуманы вакцины, предупреждающие заражение животных, в нашей стране иммунизацию буренкам и козам проводят в основном только в организованных хозяйствах, а вот частники на прививки чаще всего «забивают», как и на прививки от сибирской язвы, из-за чего эти инфекции продолжают оставаться угрозами во многих регионах страны.
Об этом эксперты говорили в ходе XII Съезда Всероссийского общества эпидемиологов, микробиологов и паразитологов.
В мире ежегодно регистрируется около полумиллиона случаев этой инфекции. Однако заведующий лабораторией бруцеллёза Ставропольского противочумного института Дмитрий Пономаренко отмечает, что реальные масштабы количества инфицированных, по разным оценкам, составляют от 5 до 12,5 миллионов: инфекция остается одной из самых недооцененных и недодиагностированных. Недовыявляемость заболевания связана с особенностями клинической картины: длительным скрытым течением и достаточно серьезными проблемами, связанными с диагностикой.
У нас в стране бруцеллез по-прежнему часто встречается, особенно, в южных регионах. Человеку инфекция передается в основном с сырым коровьим или козьим молоком или через плохо термически обработанное мясо. Если инфекция не диагностирована в ранние сроки, она может приобрести хроническое течение: бруцелла попадает в лимфоузлы, суставы, вызывая тяжелое аутоиммунное заболевание. Инфекция — особо опасная, трудно поддающаяся терапии и вызывающая длительную стойкую утрату работоспособности.
Если говорить о распространении бруцеллеза в мире, то он становится все более редким в странах Средиземноморья, а вот на африканском континенте ситуация ухудшается. За последние 10-15 лет заболеваемость бруцеллезом выросла втрое в Китае — там стали даже фиксировать смертельные случаи. В Евросоюзе ежегодно выявляют порядка 4 тысяч инфицированных, но преимущественно среди мигрантов. А в Англии стали учащаться случаи бруцеллёза среди… собак. Особенно, собак-спасателей и поводырей.
В Российской Федерации, как отмечает Пономаренко, отмечается тренд к ухудшению заболеваемости среди крупного рогатого скота. Экспертты называют ситуацию «стойким эпизоотическим неблагополучием». Самые неблагополучные регионы — Северный Кавказ и ЮФО. «Проводится вакцинация крупного и мелкого скота, есть выбор из 4 вакцин, и это сдерживает распространение инфекции в общественном секторе. Чего не скажешь о частном, где вакцинация фактически не проводится», — отмечает Дмитрий Пономаренко.
Ежегодно у нас регистрируется от 280 до 450 случаев бруцеллеза среди людей, больше всего — в Дагестане и Ставропольском крае. Особенно беспокоят экспертов заражения среди детей в возрасте до 17 лет, которых привлекают к обслуживанию и убою скота. В этом году крупная вспышка бруцеллеза зафиксирована в Смоленской области — заразились коровы на одной из частных ферм и работники, которые их обслуживали. Проводилось эпидемиологическое расследование. Однако владелец фермы долго упирался и не хотел терять доход и расставаться с зараженным скотом.
«В стране нет полного учета крупного рогатого скота, нет заинтересованности в вакцинации, а поэтому нет полного охвата животных вакцинацей, особенно, среди частного подголовья — никто фермеров прививать своих коров не обязывает. Поэтому необходимо усиление контроля за регистрацией и вакцинацией дойных коров, нужен максимальный охват частного поголовья прививками и введение компенсаций за умерщвленных животных в объёме рыночной стоимости», — говорит Дмитрий Пономаренко.
Плачевная ситуация и с вакцинацией домашнего скота от сибирской язвы, также зоонозной инфекции. Сибирской язвой занимается Ставропольскпий противочумный университет. Как рассказывают его сотрудники, сегодня эта инфекция глобально распространена и представляет серьезную проблему для ветеринарии и здравоохранения многих стран. На территории РФ зафиксировано более 35 тысяч пунктов с очагами, где были вспышки сибирской язвы с конца XIX века. Наиболее эндемичные федеральные округа — Северо-Кавказский и Сибирский.
Иногда сибирская язва проходит в локальной форме (в виде язвы), что бывает в основном после контакта с зараженным животным, а иногда – в генерализованной форме, после употребления мяса или крови животного. Кроме того, споры сибирской язвы могут передаваться с пылью от шерсти животных – это может вызвать лёгочную или кишечную форму болезни.
Ситуацию с этим заболеванием санврачи называют «неустойчивой»: начиная с 1996 года вспышки фиксировались в 6 федеральных округах. Половина случаев фиксируется на юге России. Кроме Ставрополя, сибирская язва часто встречается в Дагестане: в 2022 году тут было две вспышки. Как рассказали эпидемиологи из Дагестана на секции «Особо опасные инфекции. Оперативное реагирование», в республике насчитывается 439 населенных пунктов, неблагополучных по сибирской язве, а с 1970 года заболело 437 человек. В двух сёлах случаи регистрируются ежегодно уже на протяжении трёх лет, и каждый год заболевают люди.
Эта инфекция вакциноуправляемая. Кроме того, есть правила забоя заболевших животных. Однако в частных хозяйствах не соблюдается ни то, ни другое. «Еще одна проблема — отсутствие мест для санитарного убоя и утилизации биоотходов. Происходит бесконтрольный вынужденный убой заражённых животных. А люди недостаточно информированы о факторах риска заражения», — говорят эксперты из Дагестана.
Источник: www.mk.ru
Свежие комментарии