Эксперты предрекли скорое и массовое внедрения электромобилей в России
«Электрички» очень скоро «разведут на деньги» миллионы россиян
В России резко изменился вектор развития автопрома. И власти, и бизнес все активнее «пересаживают» соотечественников на электромобили, хотя еще совсем недавно не видели альтернативы традиционным транспортным средствам. Насколько реальны эти потуги, «МК» и портал «АвтоВзгляд» обсудили с экспертами во время онлайн-конференции на тему «Светлое будущее или путь в тупик: быть или не быть электромобилю в России».
Один из участников конференции, эксперт в области электротранспорта Алексей Швайков заявил, что уже через пять лет в России будет ежегодно продаваться не менее 5% электромобилей от общего объема реализованных транспортных средств. А обозреватель портал «Дром» Сергей Циагнов предположил, что пятипроцентный порог может быть пройден еще раньше. Так они прокомментировали целевой показатель правительственной «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года», согласно которому электромобили к 30-у году должны достичь 15-процентной доли российского авторынка.
Понятно, что стратегия принималась задолго до известных февральских событий и за ближайшие пять лет российский авторынок еще способны потрясти ммножество непрогнозируемых событий. Однако даже автоэксперты, публично заявляющие о личной неприязни и отторжении электромобилей как класса, признают, что электротранспорт неизбежно получит массовое распространение, в том числе и в нашей стране.
Подобные оценки, как правило, так же близки к повседневной жизни рядового автомобилиста, как и планы «Роскосмоса» слетать на Луну и Марс. И совершенно зря. На самом деле, электромобильное будущее, в которое спешат нырнуть нынешние «зуммеры», очень чувствительно ударит по кошельку и миллионов родителей молодых энтузиастов, и их дедушек-бабушек. Для осознания этого факта не нужно быть ученым или футурологом. Достаточно просто дружить со школьной арифметикой и не гнушаться потратить минут 10 на поиски в интернете немного скучной информации о бытовой энергетике и электромобилях.
Для начала скажем, что, например, в типичном доме, построенном в рамках московской реновации проживает примерно 1000-1200 человек. При этом, согласно действующим нормативам, например СП 42.133330.2021, на каждые 1000 горожан приходится 350 автомобилей. То есть жители нашего «реновационного» дома, в теории, владеют не менее чем 350-400 автомобилями. В реальности же – еще большим суммарным автопарком. Но мы для простоты расчетов будем отталкиваться от этих официальных цифр. Допустим, что хотя бы 30% из жителей многоэтажки пересели на «электрички». Львиная доля из 5% электромобилей в будущем автопарке страны почти наверняка будут сконцентрирован в мегаполисах европейской части России. Тут и инфраструктуру для них хоть как-то развивают, и зимы не настолько холодные, чтобы превратить электромобиль в чисто летнее средство передвижения. Так что треть личного транспорта жителей Москвы, Санкт-Петербурга или Краснодара и в правду вполне может стать электрическим в довольно близкой перспективе. Тем более, что государство уже объявило о готовности компенсировать до 35% стоимости «электричек» покупателям электромобилей российской сборки. Так что нынешний порядок рыночных цен на самые дешевые китайские электрокары на уровне 1,1-1,2 млн. рублей, о которых заявил на онлайн-конференции Алексей Швайков, вполне может радикально измениться в меньшую сторону.
Возвращаясь к «нашему» дому мы поймем, что 30% электрических машин его жителей соответствуют порядка 120-130 штук. Их владельцы наверняка захотят ежедневно заряжать свои «зеленые» повозки. Емкость батарей большинства наиболее массовых электрокаров сейчас «крутится» вокруг цифр от 24 до 50 кВтЧ. Хотя продвинутые современные модели уже хвастаются показателями в 80-100 кВтЧ. Опять же, для простоты расчетов, примем, что у массовых электромобилей ближайшего будущего емкость «батарейки» не будет превышать аналогичный параметр сегодняшних «крепких середняков», то есть 50 кВтЧ. Владельцы электрокаров практически никогда не используют заряд аккумуляторов своих экологичных тарантасов полностью, «в ноль». Но на 50% – очень часто. То есть, для ежедневной зарядки парку из 130 полуразряженных электромобилей нашего условного жилого дома потребуется суммарно порядка 3250 кВт энергии. Запомним эту цифру.
Существующие нормативы потребления электроэнергии таковы, что на каждого жителя многоквартирного дома с электроплитами приходится не более 3 кВт электроэнергии в сутки. Наши 1200 жителей, таким образом, потребляют 3600 кВт энергии в день. Примерно на такую нагрузку, плюс 15-процентный запас по мощности, рассчитана сейчас стандартная электросеть, к которой подключен наш условный дом. Но пересадка части жителей на электротранспорт увеличит нагрузку на нее практически вдвое – на те самые 3250 кВт, которые мы чуть выше для себя запомнили. А теперь представьте, что подобная ситуация с электроснабжением сложилась в жилых домах всей Москвы…
В таких условиях либо электросети не выдержат запредельной нагрузки и горожан будут преследовать хронические перебои в электроснабжении их жилищ, либо городские энергокомпании будут вынуждены массово реконструировать свои сети под возросшее потребление, что гораздо более вероятно. Само собой, финансировать это мероприятие будут за свой счет вообще все жители города – путем резкого повышения цен на электроэнергию. То есть коснется это дело не только для модных владельцев электромобилей, стараниями которых ситуация и будет создана, но и вообще всех горожан – включая миллионы пенсионеров и «безлошадных» жителей, которым новомодные электроприбамбасы – вообще параллельны.
И их вряд ли успокоят слова г-на Швайкова о том, что России полная электромобилизация не грозит и в стране в обозримом будущем все равно сохранится множество авто с бензиновыми и дизельными моторами. Да, в регионах автомобилей с ДВС будет полно. Зато жители мегаполисов оплатят электромобилизацию автопарка по полной программе.
Источник: www.mk.ru
Свежие комментарии