Как можно решить проблему трудовых мигрантов в России
Все острее встает нерешенность проблемы с трудовыми мигрантами в России. Согласно официальным данным МВД РФ по состоянию на 1 сентября 2024 года на миграционном учете состоит свыше 6,1 млн иностранных граждан.
Это примерно 4,2% от населения России (146,2 млн человек, по данным Росстата на 2023 год). Якобы на миграционный учет в 2023 году встали более 8,5 млн человек. Очевидно, часть из них покинула Россию после теракта 22 марта 2023 года в «Крокус Сити Холле» и попытках навести порядок в этой сфере, часть натурализовалась, т.е. получила гражданство. Не исключается, что какое-то количество мигрантов «ушли в тень» и проживают в стране без регистрации по месту жительства и разрешения на работу. По разным оценкам, всего в России может находиться примерно 8 млн трудовых мигрантов.
Казалось бы, по сравнению с другими странами, например, арабскими государствами Персидского залива, где трудовые мигранты составляют до 30 и больше процентов населения, 4-5 % мигрантов в России не должны представлять сколько-нибудь серьезной угрозы национальной безопасности. Но на деле все оказывается с точностью до наоборот. Россияне понимают, что экономике и сферам услуг не обойтись без мигрантов, но требуют установить жесткий контроль за их деятельностью. Уровень преступности среди мигрантов весьма высок, отдельные районы и кварталы превращаются в этнические анклавы со своими законами.
Что же мешает властям навести порядок в этой сфере? Остающиеся «прозрачными» для выходцев из стран Центральной Азии границы РФ, несовершенство миграционного законодательства, слабое взаимодействие силовых структур с коллегами из сопредельных стран, высокий уровень коррупции во властных структурах и органах правопорядка, игнорирование работодателями элементарных условий проживания и организации работы мигрантов – все это создает предпосылки к росту числа правонарушений и преступлений среди этой категории иностранцев. Понятно, что еще с начала 90-х годов в России сформировались целые отрасли и компании, которые наживаются на бесправном положении трудовых мигрантов в сферах ЖКХ, строительства, транспорта, логистики и т.п.
Может быть, стоит внимательно изучить опыт упомянутых выше стран и тогда не придется «изобретать велосипед». Что мешает законодателям принять поправку в миграционный закон, где прописать, что ни один трудовой мигрант не может пересечь государственную границу России без соответствующего письменного приглашения физического или юридического лица. Въезжающий в страну мигрант должен также представить справки об отсутствии у него инфекционных и психических заболеваний, наркозависимости, судимостей. Сотрудники ФСБ и МВД должны проверить въезжающего иностранца по учетам коллег.
Работодатель обязан обеспечить встречу мигранта на границе, его доставку к месту проживания с соблюдением всех необходимых санитарных норм, обеспечить его медицинской страховкой, спецодеждой, питанием и т.п. Люди не должны проживать в подвалах, на чердаках, бытовках, антисанитарных хостелах. Зарплаты должны быть «белыми» и не отличаться от зарплат россиян. Мигранты и их работодатели платят такие же налоги и другие отчисления в бюджет РФ. В обязанности работодателя должен входить постоянный контроль за пребыванием мигранта в России с соблюдением всех норм и правил поведения и трудового кодекса, обязательной временной регистрацией и получением разрешения на работу, а по окончании срока действия договора работодатель должен обеспечить своевременный выезд мигранта из РФ. В случае совершения трудовым мигрантом преступления работодатель несет наравне с ним всю административную и уголовную ответственность.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Поделиться Поделиться ВКонтакте Telegram Whatsapp Одноклассники Cсылка
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии